Криптофизический комитет
!
Аналитика
Карта сайта
НЕЗАВИСИМЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КРИПТОФИЗИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОЕКТЫ

СТАТИСТИКА САЙТА

Войти через соцсети


Сейчас на сайте: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Linnik

Главная » Наши исследования » Аналитика

Околосмертные переживания: факты и размышления

Научное изучение проблемы околосмертных переживаний (ОСП) берет свое начало в конце XIX века. Первое серьезное изучение опыта смерти было предпринято известным швейцарским геологом Альбертом Хеймом. Он заметил, что у альпинистов, находящихся на грани жизни и смерти, возникают субъективные ощущения выхода из собственного тела и взгляд на него со стороны. Проанализировав данные свидетельства, А. Хейм впервые опубликовал свои открытия в докладе на съезде Швейцарского Альпийского клуба в 1892 году. На основании изученных свидетельств А. Хейм пришел к заключению, что субъективный опыт близости смерти удивительно сходен в 95% случаев, независимо от сопутствующих обстоятельств.

Следующий шаг в изучении вопроса ОСП был предпринят Карлисом Осисом. В 1961 году К. Осис с соавторами проанализировал более 600 вопросников, полученных им от врачей и медсестер различных клиник страны. Проанализировав полученные данные, К. Осис замечает сходство околосмертных переживаний с некоторыми образами мифологии, а также с психоделическими явлениями, вызываемыми приемом таких препаратов, как ЛСД или мескалин.

Огромным переворотом, новым толчком к познанию феномена ОСП послужила вышедшая в 1976 году в свет книга американского врача Раймонда Моуди «Жизнь после жизни». В публикации автором проанализированы около 150 свидетельств людей, переживших состояние клинической смерти и столкнувшихся с околосмертными переживаниями. При этом Р. Моуди выделяет типичные, наблюдавшиеся у большинства людей, сходные элементы предсмертного опыта.

Так, в начале своего «путешествия» пациент слышал странный звук, представляющий собой некий шум, звон или жужжание. После этого больными отмечалось перемещение с огромной скоростью по черному тоннелю, в конце которого – яркий, но не причиняющий дискомфорта глазам, свет. Нередко в конце тоннеля человека встречают образы умерших близких родственников, друзей. Своеобразной кульминацией является появление некоего светящегося существа, от которого, как утверждают пациенты, исходит неземная любовь и душевная теплота. Проносящиеся перед человеком события его жизни позволяют обозреть его жизненный опыт и ответить на главные вопросы, исходящие от светящегося существа: «Готов ли ты к смерти?», «Что ты сделал в этой жизни, что мог бы показать мне?», «Что доброго и хорошего совершил?».

И, наконец, многие, пережившие состояние клинической смерти, отмечают ощущение некой границы, странного барьера, за которым, по их утверждениям, начинается совсем другая жизнь…

Следует также отметить интересную особенность, заключающуюся в том, что те пациенты, которые в своем «путешествии» дошли до светящегося существа, таинственной границы, ощущали такое умиротворение, такую любовь и душевную теплоту, что уже не хотели возвращаться назад к прежней жизни, в свое земное тело и даже испытывали чувство сопротивления обратному возвращению. Однако вернувшись к жизни, они стали по-другому относится к таким вопросам бытия, как жизнь и смерть: состояние клинической смерти и имевший место предсмертный опыт оказали глубокое влияние на их последующую жизнь, у таких людей исчез естественный страх перед смертью, появилась уверенность в том, что со смертью физического тела жизнь не заканчивается. Кроме того, у людей, переживших ОСП, отмечается существенное снижение риска развития психопатологических состояний, таких как истерия, повышенная тревожность, гневливость и др.

Медицинская точка зрения: Скептицизм материалистов

Прежде чем приступить к рассмотрению данного феномена с медицинской точки зрения, обратимся к научному определению клинической смерти.

Итак, клиническая смерть – это терминальное (пограничное) состояние, при котором отсутствуют видимые признаки жизни (сердечная деятельность, дыхание), угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях. Длится несколько минут, сменяется биологической смертью, при которой восстановление жизненных функций невозможно.

Иными словами, продолжительность клинической смерти определяется временем сохранения жизнедеятельности головного мозга и составляет в среднем 5-6 минут. Данные цифры могут существенно варьировать, в зависимости от сопутствующих факторов, таких как температура окружающей среды, наличие, степень тяжести и длительность предагонального и агонального периодов и др. Так, в экспериментальных условиях удавалось оживлять животных в условиях снижения температуры тела при умирании до 18-20˚С через 2 часа после начала клинической смерти с полным восстановлением высших отделов центральной нервной системы. В других случаях, предагональный и агональный периоды бывают столь истощающими и тяжелыми, что в коре головного мозга возникает состояние необратимого характера, когда оживление человека невозможно даже после нескольких секунд клинической смерти.

Первое научное объяснение элементов околосмертных переживаний было предложено в 80-х годах XX века советским реаниматологом, академиком РАМН В.А. Неговским. Рассмотрим подробно, как объясняются определенные элементы ОСП с научной точки зрения.

В состоянии терминального периода наблюдается патологическое реагирование рецепторов в ответ на нарушение снабжения кислородом тканей головного мозга. В слуховых рецепторах возникают субъективные ощущения, похожие на шум, звон, свист, жужжание, в зрительных – вспышки яркого света.

Далее предлагаю обратиться к самому В.А. Неговскому:

«Корковый анализатор слуха – один из наиболее стойких… Волокна слухового нерва, вступая в мост (pons), разветвляются достаточно широко, поэтому выключение одного или даже нескольких пучков этих волокон не обязательно приводит к полной потере слуха… При выключении коркового отдела слухового анализатора его стволовые уровни могут работать в достаточно самостоятельном, независимом от коры режиме [Меринг Т.А., 1967; Адрианов О.С., 1967, 1976]… Больной уже не может реагировать, но в какой-то мере еще воспринимает сказанное…

Кора затылочных долей (участок головного мозга, ответственный за зрительное восприятие. – К.Б.) – довольно обширный участок… Полюс обеих затылочных долей получает кровоснабжение из системы средней и задней мозговых артерий (бассейна каротидных и вертебральных артерий). Этим объясняется то, что, в то время как вся кора затылочных долей уже пострадала от гипоксии в процессе умирания, полюс затылочных долей (где имелась зона перекрытия) еще живет, но поле зрения резко сужается. Остается лишь узкая полоса, обеспечивающая лишь центральное зрение, или, как его называют, «трубчатое» зрение (научное объяснение одного из элементов ОСП: темного тоннеля и ослепительного света в его конце. – К.Б.)…

Процесс угасания функций ЦНС в основном (хотя бывают исключения) начинается с угасания более молодых структур мозга, тогда как их восстановление происходит в обратном порядке: в первую очередь восстанавливаются более древние функции и позднее всех наиболее молодые в филогенетическом отношении функции ЦНС. Надо полагать, что в процессе оживления в определенной последовательности, соответственно жизненному пути человека, у умирающего больного в первую очередь всплывают в памяти наиболее эмоциональные и стойко закрепившиеся в мозге события в его жизни…

…разрозненные восприятия внешнего мира… хаотичны, они извращенно отражают реакцию человека на воздействие окружающей среды будучи продукцией функционально больного мозга. Дольше всех сохраняются слуховые восприятия (объяснение см. выше. – К.Б.), тогда как участки коры головного мозга, связанные со зрением, уже погибли и полностью отсутствует двигательная активность. Таким образом, свидетельства оживленных людей говорят лишь об одном: в ряде случаев в процессе умирания… больной способен воспринимать некоторые явления внешнего мира. Отсюда становится понятным, почему находившийся на пороге смерти и спасенный человек рассказывает о том, что он слышал голоса врачей, но не мог на них реагировать. Понятны и явления деперсонализации, когда больному кажется, что он «и я и не я», что существует его реальный двойник».

Такова медицинская, научная точка зрения на совокупность элементов предсмертного опыта, получивших название «феномен Моуди». В.А. Неговский (а вместе с ним и другие скептики и материалисты), попытался дать свое объяснение относительно данной проблемы. Вышеприведенные заключения в настоящее время составляют фундаментальные догматы реаниматологии и медицины в целом. Эти догматы как нельзя лучше удовлетворяют материалистов, предоставляя им возможность найти для себя конкретное объяснение феномена, не вдаваясь в его истинный смысл. Однако такое отношение к проблематике ОСП не дает целостных, конкретных ответов на некоторые вопросы, закономерно возникающие при внимательном изучении феномена.

Вопросы

Медицинская наука достаточно четко и логично объясняет суть основных элементов ОСП. Точка зрения анатомов, физиологов и реаниматологов нашла широкое распространение в научном мире. Однако эта точка зрения оставляет за собой тонкие пробелы, дать объяснение которым наука не в силах…

Ранее мною приводились комментарии известного советского реаниматолога В.А. Неговского, который очень четко объяснил механизм возникающих при клинической смерти патологических изменений в организме, но в частности, в коре полушарий головного мозга. В.А. Неговский приводит анатомические и физиологические факты, затрагивающие корковые анализаторы зрения и слуха, и с этих позиций объясняет появление у реанимированных людей странного шума, звона, ощущения видения тоннеля и света в его конце. Однако, опираясь на факты, собранные доктором Р. Моуди и другими исследователями предсмертного опыта, возникает закономерный вопрос: почему люди, переживающие состояние ОСП, видят свое тело, врачей, медсестер как бы со стороны, находясь вне собственного физического тела?

Медицинская наука дает этому феномену (феномен деперсонализации, феномен деперсонализационной аутоскопии) свое объяснение, снова опираясь на данные физиологии мозга, находящегося в состоянии гипоксии. Но известны случаи, когда слепые от рождения люди детально описывали события, которые они «видели» в операционной в момент околосмертных переживаний. По сей день никто не в состоянии дать вразумительный ответ на этот вопрос. Тем не менее, это факт, который основывается на данных опроса, проведенного доктором Кеннетом Рингом из США.

Далее предлагаю снова обратиться к В.А. Неговскому:

«Прежде всего следует помнить, когда речь идет о клинической смерти, никаких элементов восприятия внешнего мира не существует. Кора мозга в это время «молчит». На ЭЭГ – прямая линия… разрозненные восприятия внешнего мира имеют место лишь в периодах умирания…»

Таким образом, медицинская наука делает вывод, что все элементы ОСП возникают не в момент клинической смерти, а в предагональном и агональном периодах. Но возникает вопрос: а как же быть со свидетельствами людей, которые «видели» и «слышали», как врач отмечал остановку дыхания, прекращение сердечной деятельности, отсутствие рефлексов, после чего приступал к реанимационным мероприятиям, направленным на оживление организма?.. Закономерно навязывается заключение, что эти люди были мертвы, т.е. находились в состоянии клинической смерти; а, согласно научной точке зрения, в этом терминальном состоянии не могли возникать никакие «восприятия внешнего мира», т.к. «кора мозга в это время «молчит». Таким образом, логично было бы предположить, что у этих людей возникали восприятия не внешнего мира, а какого-то другого, потустороннего…

И снова комментарии В.А. Неговского:

«Дольше всех сохраняются слуховые восприятия, тогда как участки коры головного мозга, связанные со зрением, уже погибли (обратите внимание – «уже погибли». – К.Б.) и полностью отсутствует двигательная активность. Таким образом, свидетельства оживленных людей говорят лишь об одном: в ряде случаев в процессе умирания (и ни в коем случае не во время клинической смерти, когда мозг «молчит») больной способен воспринимать некоторые явления внешнего мира».

Если я правильно понимаю данную цитату, то следует полагать, что в процессе умирания (предагональный и агональный периоды) происходит ГИБЕЛЬ участков коры головного мозга, ответственных за зрительное восприятие внешнего мира. Позвольте, но ведь если, как утверждает В.А. Неговский, происходит гибель клеток головного мозга, то тут уж ни о каких процессах умирания не может быть и речи, как не может быть и речи даже о состоянии клинической смерти. Данное объяснение не соответствует определениям терминальных состояний как таковым. Ведь, как известно, клиническая смерть – это обратимое состояние, длительность которого определяется сохранением жизнедеятельности (!) клеток головного мозга. А если клетки погибли, то речь следует вести уже об истинной, т.е. биологической, смерти, при которой оживление организма невозможно. Однако здесь следует обратиться к следующим положениям, приводимым мною в начале данного отчета: предагональный и агональный периоды бывают столь истощающими и тяжелыми, что в коре головного мозга возникает состояние необратимого характера, когда оживление человека невозможно даже после нескольких секунд клинической смерти. Возможно, В.А. Неговский имеет ввиду именно это – наличие длительного и истощающего предсмертного периода, при котором (не в состоянии клинической смерти!) начинают погибать клетки головного мозга. Но если бы это было так, то тогда бы все люди, вернувшиеся к жизни, стали бы «растениями» (ведь клетки мозга необратимо мертвы), не способными даже рассказать о своих посмертных переживаниях. А это противоречит факту: у большинства реанимированных людей, переживших клиническую смерть, отмечается сохранение жизнедеятельности клеток головного мозга.

Таким образом, следует прийти к заключению, что попытка объяснить феномен ОСП с точки зрения медицинской науки несет в себе некоторые неточности и пробелы, заполнить которые современная наука пока что не в силах.

Вопросы продолжаются...

Сейчас я предлагаю рассмотреть один из основных элементов предсмертного опыта, а именно: странное светящееся существо, виденное многими пациентами в своих околосмертных переживаниях.

Как известно, светящееся существо задает человеку вопросы, касающиеся его готовности покинуть земной мир и перейти в иной, отличающийся от нашего материального, мир духовных идей. Вопросы «Готов ли ты к смерти?», «Готов ли ты умереть?» предполагают (если логично подумать) возможность выбора – выбрать смерть, чтобы перейти в новый мир, или выбрать жизнь, чтобы остаться в этом мире. Я пришел к определенному заключению, что эти высшие силы (представителем которых и является светящееся существо) оставляют за человеком неотъемлемое право выбора своей дальнейшей судьбы. И, таким образом, мы, оказываясь вблизи от смерти, все же несем это право, эту, в некоторой степени, ответственность за свое будущее. Хотя нужно сказать, что в книге Р. Моуди «Жизнь после жизни» описываются случаи, когда светящееся существо отправляет человека обратно в этот мир, ссылаясь на его незаконченную миссию здесь – на земле. Кроме того, следует отметить, что по сути своей светящееся существо является неким стимулом для осознания человеком всей ценности прожитой жизни, осознания того, что в этом мире самыми важными являются две вещи: научиться любить других людей и приобретать знания. А ведь этому, как известно, многим из нас еще только предстоит (и предстоит ли вообще?) научиться.

Следующим интересным моментом в феномене околосмертных переживаний является ощущение некоего барьера, границы, перейдя за которую, как утверждают люди, пережившие ОСП, к этой жизни больше не получится вернуться. Однако в книге Р. Моуди «Жизнь после жизни» приводится следующее описание предсмертного опыта:

«Я был госпитализирован в очень тяжелом состоянии, почти неделю продолжалась кома. Мои врачи уже сомневались, останусь ли я в живых. И вот, когда я был без сознания, я вдруг почувствовал, как меня поднимает вверх, как будто у меня совсем не было физического тела. Яркий белый свет появился передо мною.

Свет был таким ярким, что я не мог ничего видеть сквозь него, но в то же время в присутствии этого света было так спокойно, так удивительно хорошо. Я никогда не ощущал в моей жизни ничего подобного. До моего сознания дошел мысленный вопрос: «Хочешь ли ты умереть?» Я ответил: «Не знаю, так как я ничего не знаю о смерти». Тогда этот белый свет сказал мне: «Перейди вот эту черту и будешь знать». Я почувствовал, что передо мной находится какая-то черта, хотя фактически я ее не видел. Как только я пересек эту черту, на меня нахлынули еще более удивительные ощущения мира, спокойствия, никакой озабоченности».

Итак, одному из пациентов, возможно, все же удалось пересечь ту таинственную, мистическую черту, пересечь порог смерти и при этом вернуться к жизни (а иначе бы этого свидетельства просто бы не существовало). Возникает вопрос: а действительно ли эта черта представляет собой своеобразный порог, перейдя за который необратимо закрываются двери в земную жизнь?..

Изучая феномен ОСП, я наткнулся на следующий интересный факт, который привожу ниже.

Реаниматологами было давно замечено, что во время агонального периода происходит уменьшение массы тела организма в среднем на 60-80 г. Медицина спешит дать научное объяснение данному феномену: «полное сжигание АТФ и истощение клеточных запасов».

Ю. Карпенко в своей статье «Клиническая смерть и ассимиляция наукой древних знаний» пишет:

«Это удивительно, ведь в результате любых химических реакций образуются продукты, которые должны как-то покинуть тело. Сжигание АТФ и истощение клеточных ресурсов – это не ядерные реакции, когда часть массы реагентов уходит в энергию излучения! Если при этих химических реакциях образуются газы с плотностью воздуха, то 60-80 г – это примерно 45-60 дм3. Для сравнения: объем легких – около 1 дм3. Жидкие и твердые продукты агонизирующего тела тоже вряд ли могут покинуть его незамеченными…»

Думаю, комментарии излишни.

Измененные состояния сознания

Видения, слуховые ощущения, чувство появления реального двойника, ощущение себя вне собственного физического тела и другие элементы ОСП, встречающиеся во время клинической смерти, нашли свое отражение и в иных сферах человеческого сознания. Так, было замечено, что подобные элементы ОСП наблюдаются у людей, профессия которых содержит большой процент риска, связана с постоянным напряжением и опасностью. Многие элементы предсмертного опыта описаны профессором Расселом Нойесом, который, проанализировав предшествующие исследования, заметил случаи появления данного феномена у альпинистов во время нахождения их в экстремальных, смертельно опасных ситуациях.

Аналогичные явления наблюдаются и при употреблении некоторых групп фармакологических препаратов, а также наркотических средств группы опиатов, конопли и др. Кроме того, в аналитической газете «Секретные исследования», датированной февралем 2003 года, есть статья Вадима Ростова «Феномен, да не тот», в которой автор пишет:

«Какое вообще имеет отношение «феномен Моуди» к «последующему переходу», к загробной жизни? Да никакого.

Это только обыватель может связывать видения, возникающие в состоянии клинической смерти, с идеей о «Том Свете». И только по той причине, что клиническая смерть – это жизнь, и человек в состоянии клинической смерти все-таки остается живым. А не мертвым (вопрос, который, возможно, никогда не найдет своего разрешения, вынуждая ученых всего мира спорить между собой по поводу справедливости такого заявления. – К.Б.). Это вот потом он может умереть, если не вернется из этого критического состояния.

А коль он живой, то давайте и смотреть на его видения как на видения все-таки вполне живого человека. И такой взгляд – правильный – тут же нас уводит из области демагогии о Том Свете в совсем иные темы – темы живые.

И тогда мы обнаружим, что эти видения присущи отнюдь не только тем, кто попадает в состояние клинической смерти, а присущи они вообще всему широкому спектру измененных состояний сознания. Это: 1) видения в состоянии болезненного бреда (горячки); 2) видения наркоманов и токсикоманов; 3) видения пребывающих в коматозном состоянии, в том числе, вызванном искусственно; 4) видения впадающих в транс (шаманы, медиумы, религиозные фанатики); 5) видения под воздействием гипноза.

Одним словом – это все те состояния, когда фокус сознания оторван от тела человека и предан сам себе».

Сам Р. Моуди пишет следующее:

«Таким образом, мы можем с полным основанием рассматривать изоляцию, наряду с галлюциногенными веществами и приближением к смерти, как один из путей вхождения в новые измерения сознания».

Однако вновь обратимся к газете «Секретные исследования» и Вадиму Ростову:

«Мало того, «феномен Моуди» - это только ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ куда как более грандиозных явлений: полтергейста и вампиризма.

Меня удивляет и раздражает вот что: в феномене вампиризма считается, что вампир-коматозник лежит в своем гробу (или не важно где), а действия, аналогичные полтергейсту, совершает его некое «астральное тело», автономное от тела биологического. Заметьте: никто тут не говорит, что это совершает душа вампира, выходящая «погулять» по причине того, что тело находится в коме. А вот когда мы говорим о людях в состоянии клинической смерти (а по сути той же комы), то тут уже разговоры о душе и о Том Свете. Почему же тогда мы не говорим о Том Свете в теме вампиризма? Ведь там все то же самое! Глупость, да и только». 

Если задуматься над этими утверждениями, согласиться с ними и принять на веру, то это значит автоматически существенно расширить сферу изучения феномена околосмертных переживаний, что, конечно же, влечет за собой все новые и новые вопросы, новые исследования и изучения. Данная тематика – одна из основных тематик человеческого бытия, а потому требует внимательного, серьезного подхода к изучению. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Заключение

Таким образом, в данном отчете я, как и Р. Моуди, не пытался доказать существование загробной жизни. Здесь я попытался изложить свои выводы, заключения, которые пришли мне на ум в процессе изучения феномена ОСП. К сожалению, на данный момент у меня не имеется свидетельств людей, переживших клиническую смерть, которые были бы опрошены лично мною. «Феномен Моуди» представляет собой достаточно серьезный вопрос для изучения и требует значительного времени на его рассмотрение. Исследование ОСП будет продолжаться и далее, но сейчас, проанализировав теоретическую основу феномена, я попытался изложить свои комментарии на этот счет. Я не претендую на правоту моих заключений и даже готов признать, что, возможно, мои представления ошибочны, что в данный момент я следую в неверном направлении, что свет в конце тоннеля еще где-то далеко. Но тем не менее, считаю, что я достаточно четко изложил свои представления о феномене ОСП на данный момент.
  • Статья опубликована в АГ "Секретные исследования" № 6 (191) март 2009 г.


13.02.2008 г.


!!! Перепечатка материалов без согласования с Криптофизическим комитетом запрещается!

Добавлено: 14.02.2008 | Автор: Кирилл Бровченко | Просмотров: 6681 | Рейтинг: 0.0/0

Система OrphusЗаметили ошибку?
Выделите её и нажмите CTRL + ENTER
avatar
1 Vik • 07:43, 01.03.2008
Хорошая статья smile
Про Неговского не доводилось еще слышать. Кирилл, ты знакомился непосредственно с его публикациями на эту тему? Можешь сообщить названия? Постараюсь тоже найти и почиать.
avatar
Сообщаю. Основная книга, по которой я и производил анализ материала - это В.А.Неговский "Очерки реаниматологии". Там отдельный раздел про клиническую смерть. Ну а из этой книги через ссылки можно выйти и на другие его публикации. Но В.А.Неговский, как человек науки, пытается объяснить ОСП с научной точки зрения, что порою оставляет пробелы... Вообщем, если найдешь - читай, не найдешь - скажи мне: я попробую ее еще раз достать и отсканировать для тебя.
Я бы написал тебе полную библиографию по этой тематике, но, к сожалению, под рукой сейчас списка нет. Но если хочешь - насчет этого тоже могу подсуетиться. smile
avatar
3 Vik • 21:04, 01.03.2008
Ок... Спасибо за инфу. Думаю, в Националке должна быть.
Имя *:
Email *:
Код *:

Главная | О нас | Наши коллеги | Пресса о нас | Контакты | Форум
Уфология | Криптофизика | Проекты | Аналитика
Центральный архив | Библиотека