Криптофизический комитет
!
Ровно в 4.10...
Карта сайта
НЕЗАВИСИМЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КРИПТОФИЗИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОЕКТЫ
НАШ ОПРОС
Что такое НЛО?
Всего ответов: 4

СТАТИСТИКА САЙТА

Логин:
Пароль:


Сейчас на сайте: 5
Гостей: 3
Пользователей: 2
Квинлан, Linnik

Главная » Центральный архив » РБ: Громкие дела » Ровно в 4.10...

Псевдоуфологическая история, которая потрясла весь мир. Глава 2-3/4
Автор: К.К.Хазанович
Источник: Из книги "UFO ZONE. НЛО: В поисках истины" - СПб.: ИД "Весь", 2002. - 320 с.
  Обсудить на форуме Версия для печати

ГЛАВА 2. НАБЛЮДЕНИЯ С ЗЕМЛИ

Более сотни сообщений очевидцев таинственных явлений раннего утра 7 сентября 1984 года поступило в мое распоряжение. Ниже ограничимся только теми из них, которые наиболее полно и достоверно отражают развитие АЯ, помогают определить контуры района его видимости и примерное направление, в котором оно наблюдалось. Всем очевидцам были высланы письма с дополнительными вопросами о характере развития АЯ и с просьбой по возможности определить азимутальное направление на него. Однако большинство свидетелей не смогли выполнить эту просьбу "из-за отсутствия компаса".

При чтении показаний очевидцев нужно иметь ввиду, что, в основном, они составлялись спустя 5 месяцев после наблюдавшегося события, что, естественно, оправдывает многочисленные неточности и несовпадения отдельных деталей в описаниях, в том числе дат события и времени его развития. Попробуйте изобразить на бумаге детали того объекта, который вы в течение своей жизни тысячи раз наблюдали на небосклоне, - Луны - , и вы увидите, что у вас получится.

В то же время главные детали явления - поднимающийся световой объект, конусовидный луч, исходящий от него, и зеленое облако - прослеживаются в большинстве описаний. Отсутствие в показаниях некоторых этих деталей свидетельствует о том, что очевидец наблюдал не полную картину развития АЯ, а только отдельный ее фрагмент. Так, например, пилот самолета АН-26 при посадке в Пулково наблюдал лишь поднятие светового объекта до момента образования зеленого облака. А экипаж тбилисского самолета, как мы убедимся далее, зафиксировал только последнюю стадию развития АЯ - "бескрылый самолет".

Итак, приводим наиболее важные свидетельства наземных очевидцев из различных мест северо-запада СССР.
 

Показания Ф.Г.Федулаева о наблюдении в Ленинграде

"Явление, подобное описанному в газете "Труд", мне довелось наблюдать в ночь с 6-го на 7-ое сентября из окна своего дома.

Внимание привлек большой светлый луч на небе. Подойдя к окну, наблюдал картину, изображенную на рисунке (рис. 2.6 ..). По небосклону вверх перемещался источник желто-белого цвета, размером в несколько раз крупнее видимых размеров звезд. Перемещение осуществлялось с небольшой, но явно видимой на глаз скоростью и наблюдалось в течение 1-3 минут. Все время, с самого начала наблюдения, от объекта до видимой линии горизонта исходил конический луч белого цвета. Яркость его по всей длине была равномерная, границы четкие. Затем объект погас, после чего на небосклоне наблюдалось распространение какой-то сферической волны (скорость ее распространения, как было выяснено при встрече с очевидцем, составляла 20-30° в секунду - К.Х.). Далее, на фоне сохранившегося луча появилось зеленое светящееся пятно равномерной яркости и с четкими границами".

На положение этого пятна относительно объекта и луча при встрече с очевидцем было обращено особое внимание. В отличие от таллиннского экипажа, утверждавшего, что облако возникло на месте светящегося объекта, то есть - в вершине светового конуса, у Ф.Г.Федулаева были хорошие ориентиры для привязки деталей АЯ (крыша дома напротив, печные трубы т.п.), позволившие ему утверждать, что зеленое пятно возникло значительно ниже светового объекта.

"Через некоторое время луч постепенно исчез, - продолжает свои показания свидетель, - и осталось только зеленое облако, которое наблюдалось еще в течение 20 минут, после чего наблюдение было прекращено. К концу несколько изменилась форма пятна и несколько ослабла его яркость, но оно отчетливо наблюдалось в том же месте, где возникло. Высота подъема объекта над горизонтом - 30-40°". Магнитный азимут, замеренный нами компасом из комнаты очевидца, составил северо-восток 11°.

Рис.2.6. Обобщенная картина АЯ, наблюдавшегося Ф.Г.Федулаевым из Перцовского дома на Лиговском проспекте. К моменту, когда образовалось зеленое облако (в основании луча), "звезда" и луч уже погасли. Реконструкция явления по рассказу очевидца - художника Игоря Смирнова.
 
Показания группы курсантов из г.Кронштадта

"Мы, курсанты Высшего военно-морского училища, находясь в акватории Финского залива, наблюдали странное атмосферное явление. 7 сентября этого года (письмо было написано в конце 1984 года - К.Х.) в 4 часа 06 минут утра мы не спали, так как несли сигнальную вахту и находились на верхней палубе корабля…В указанное время по пеленгу 20° от Кронштадта над горизонтом стала подниматься яркая светящаяся дуга правильной формы; она постепенно расходилась по всему небу и тускнела. Под этой дугой было слабое свечение, которое тоже постепенно тускнело; ровно под дугой поднималось ярко светящееся тело треугольной формы, от которого в разные стороны вниз так же отходили светящиеся "усы". Под этим телом симметрично поднимался шар ярко сине-зеленого цвета. Время подъема тела составило около 3-х минут, затем оно как бы растворилось. Шар остановился, и от него, тоже в разные стороны, отходило, медленно распространяясь по всему небу, что-то вроде светящегося газа. С увеличением расстояния этот газ тускнел. Минут 20 шар висел без изменений, потом он стал расползаться, принимая разные формы. В 4.50, поднявшись на крепость, мы увидели яркие светящиеся линии, которые находились под шаром и были похожи на инверсионные следы от самолета с той разницей, что окрашены они были в разноцветные - розовые, зеленые, голубоватые - цвета. Эти линии были переплетены между собой очень часто, так что никакой самолет не мог их оставить. Расплывшийся шар стал уже бесформенным, и эти линии оставались на небе до самого восхода Солнца, когда постепенно исчезли.

Вся эта картина произвела на нас довольно сильное впечатление, так как ничего подобного ранее мы никогда не видели. Мы - не наивные люди и не беремся утверждать, что это был какой-то инопланетный корабль, но все же мы просим объяснить нам, что это было…"
 

Показание Н.Ф.Шаталина о наблюдении на станции Мста

"Летом я с женой и внучками живу в дер. Гоголино Удомельского р-на на расстоянии примерно трех км от ст. Мста. В ночь с 7-го на 8-е (несомненно, очевидец ошибся на один день - К. Х.) в 3.30 я вышел из дома, чтобы успеть на ст. Мста к поезду Иваново-Ленинград к 4.22. Было темно и очень грязно. Примерно на полпути от деревни до станции я подходил к ручью. Вдруг, это было примерно в 4 часа утра, сзади меня (судя по схеме, нарисованной очевидцем, на севере - К. Х.) появился свет. Я оглянулся и увидел, что сверху светит прожектор и источник света величиной с автофару движется следом за мной. Я благополучно перешел грязный ручей и думаю, вот повезло, видно самолет светит прожектором, но странно, звука самолета я не слышал. Прожектор светил с высоты, примерно, как летает вертолет ГАИ. Потом этот источник света, когда я повернулся к нему лицом, стал подниматься вверх и вправо. Стало видно одно светлое пятно, и это пятно стало расплываться зеленоватым кругом все больше и больше и захватило полнеба, а на месте светлого пятна образовалось зеленоватое облако неправильной формы и держалось долго. Я наблюдал это облако с поезда, проехав ст. Бологое и дальше, пока не рассвело полностью. И даже когда взошло Солнце, это облако было видно на чистом голубом небе..."
 

Показания В.А.Петрова о наблюдении в г. Череповец

"7 сентября прошлого (т.е. 1984-го - К. Х.) года, в начале пятого часа я пошел за номерком сыну к зубному врачу. Выйдя из дома, я увидел луч света, падающий сверху. Сначала я подумал, что это светит прожектор со стройки, но, подойдя ближе, увидел, что в этом месте нет никакого строительного объекта. Луч "свисал" с неба неподвижно. Это я наблюдал минут 5-7; потом луч пропал и на небе появилось зеленоватое облако и начало быстро удаляться..."

Несмотря на то, что из этого сообщения можно получить больше информации об уровне медицинского обслуживания череповецких детей, чем о характере развития АЯ, сам факт наблюдения уже хорошо нам известных деталей явления - луча и зеленого облака - в Вологодской области представляется важным. Тем более что Череповец является самой восточной точкой наблюдения АЯ.

 
Показания А.Киселевой о наблюдении из г. Тосно

7 сентября 1984 г. она была разбужена матерью и выбежала во двор. "...Мы увидели сразу такое, что были шокированы!

Было довольно прохладно, на небе ни одной звезды, а с огромной высоты его разрезал огромный широкий ярчайший луч. Его бело-желтый цвет резко контрастировал с черным небом. Почти сразу же под лучом (точкой его испускания) возникло небольшое пятнышко газообразного вещества... цвета морской волны с ярким желтым пятнышком в центре. Затем луч исчез - выключился, но газ разрастался и фосфоресцировал. Вскоре он образовал большую округлую тучу на черном небе, которая стояла на одном месте... Дальше было так: облако стало медленно превращаться в запятую, затем вытянулось в трубу (горизонтальную) и стало постепенно уходить от нас. Когда облако было еще круглое, то все небо вокруг него было заволочено черным дымом, огромной черной тучей... На днях мы попробовали определить координаты увиденного. Пользуясь компасом и картой, пришли к выводу, что это было в районе Ладожского озера, на северо-востоке от Ленинграда".

 
Показания А.А.Мишкина о наблюдении из г. Подпорожье

"7 сентября 1984 г. мы, группа работников Верхне-Свирского леспромхоза, должны были ехать на экскурсию в г. Таллинн... В 4 часа утра все уже были на автовокзале г. Подпорожье. Небо было черное и звездное. В начале пятого главный бухгалтер Л.П.Громыко заметила в северной части неба высоко над землей под углом примерно 30-40° что-то наподобие маленького шара ярко-желтого цвета, от которого на землю падал конусообразный луч желто-оранжевого цвета. Потом шар исчез, и на его месте образовалось облако зелено-лазуревого цвета. Я заметил, что облако находилось немного ниже созвездия Большая Медведица. Расстояние и размеры его было трудно определить, но мне показалось, что оно находилось далеко. По размерам (угловым.- К.Х.) оно соответствовало большому воздушному шарику, лежащему на вытянутой руке".
 

Показания М.М.Трухина о наблюдении из Волосовского района

"В начале сентября 1984 г. мы находились на сельхозработах в совхозе Соглицы... К сожалению, я не помню точную дату, когда произошло это событие… В 4 часа утра мы вышли из барака, где ночевали, на улицу. Я увидел, что в направлении на север, под углом к горизонту около 20° висит большая ярко-красная точка. Ночь была звездная, и эта точка хорошо выделялась на фоне среди звезд... Вдруг из точки на землю упал луч (очень яркий), и в течение примерно минуты не было никаких изменений... Луч, как веер, развернулся в конус с углом раствора около 30° и вокруг стало так светло, что мы видели отдельные травинки на земле. При этом сама точка стала подниматься и надвигаться на лагерь. В 4.15 из нее выделился второй конус. Вокруг нее стали расходиться три концентрических круга с нерезкими границами, но граница между первым и вторым конусами была очень резко выделена. В 4.17 появился третий конус, и точка остановилась на высоте под углом около 70°... Потом точка начала уменьшаться в размерах, меркнуть и совсем исчезла, но конусы и концентрические круги остались. Вместо точки появилась запятая с небольшим коротким хвостом. Мы подождали до 4.30 - изменений не было никаких, и вернулись в барак…".
 

Показания В.Э.Айт о наблюдении со станции Остров Псковской области.

"...7 сентября 1984 г. мы с тестем возвращались из Киева по трассе Киев-Ленинград и приблизительно в 4.15 возле г. Остров с правой стороны от дороги приблизительно в двухстах метрах и на высоте 100м я увидел небольшое светящееся пятно, от которого падал на землю сильный луч. Сначала я подумал, что это прожектор освещает строительную площадку, но... потом решил, что это вертолет... Но меня смутила форма луча - он был похож на грушу. Я остановил машину, но когда вышел из нее, то был удивлен тем, что не было слышно шума мотора, хотя этой ночью не было ветра и было тихо. Я разбудил тестя, который спал в машине, и показал ему на странный "прожектор". А "прожектор" постоял на одном месте с полминуты, стал двигаться на нас, а продвинувшись на небольшое расстояние, приподнялся немного вверх и, как бы отворачиваясь от нас, исчез. Во время его передвижения не было слышно никакого звука.

Самое интересное в том, что "прожектор" исчез, а луч света остался. Он имел форму груши, а поверх груши как бы отсвет в виде зонта. Границы между лучом, отсветом и небом были четкие. Без изменения этот луч продержался с минуту, а потом начал увеличиваться в размерах, бледнея, но не меняя формы и четкости границ. На его нижнем конце мы заметили небольшое голубое пятно, которое с увеличением луча тоже увеличивалось в размерах. И когда луч и отсвет заняли четверть небосвода, то они как бы растворились. А из голубого пятна к этому времени выросло маленькое облачко, которое продолжало все время расти, пока не приняло размер большого облака. Сначала, когда облачко было маленькое, у него внизу был хвостик в виде запятой. Потом, по мере увеличения, хвостик принял строго горизонтальное положение и приобрел форму сигары.

Мы наблюдали за этим явлением минут 15-20, а потом поехали дальше. И это облако мы видели с правой стороны (на северо-востоке). После Пскова мы повернули на Ригу, а облако осталось у нас сзади. Оно было видно, пока не стало рассветать".

В этих показаниях много общего с рассказом Ф.Г.Федулаева: зеленое облако возникло в нижней части луча. Грушеобразная его форма ранее описывалась в показаниях второго пилота самолета АН-26.
 

Показание Ю.Богатинцева о наблюдении из г. Сортавала.

Эта запись была сделана в день наблюдения (7 сентября), однако время наблюдения явно указано с ошибкой на 1 час.

"Сегодня ночью я служил. В 3 часа на небе в северном направлении появилась "звезда". Она начала приближаться (увеличиваться) и удаляться (уменьшаться). Через 5-10 мин. она приблизилась и остановилась, стала излучать свет вниз, а сверху образовалась как бы люстра и началось распространение волн белого цвета вправо-влево-вниз. В центре поочередно включались два цвета - зеленый и малиновый. Продолжительность - минут 10-15, может 20. После этого образовалось что-то типа облака светло-зеленого цвета, которое сместилось вправо, т.е. на северо-восток, и держалось до рассвета. Рядом с этим облаком была полоса, которая с течением времени стала меняться и превратилась в "самолет", окрашенный в такие цвета: бордовый, белый, голубой и еще какие-то..."
 

Показания капитана ледокола "Семен Дежнев" Л.С.Исаченко о
наблюдении АЯ из порта г. Вентспилс Латвийской ССР.

Эти показания имеют особо важное значение, так как, во-первых, вахтенная служба корабля ночью 7 сентября 1984 г. фиксировала свои наблюдения за АЯ в судовом журнале по мере его развития и последовательно зарисовала все этапы развития АЯ, а во-вторых, были проведены инструментальные замеры, столь необходимые для обнаружения истинного места развития явления. Капитан Л.С.Исаченко в своем письме в Комиссию по АЯ приводит выписку из судового журнала:

"...04.10. Вахтенным матросом Завьяловым... замечено по пеленгу 25° под углом 25° над горизонтом на неопределенном расстоянии матово-серебристый диск, границы размыты, размером около 0,5 сферических градусов, положенный вертикально и излучающий бело-желтый луч под углом около 30° в восточном направлении, напоминающий луч прожектора с четко выраженными боковыми границами. Нижняя граница под углом 5° к горизонту, не выражена. Свечение наблюдалось в течение нескольких минут.

04.12. Под углом 5-7° над горизонтом на месте предполагаемого освещения лучом в восточной части освещения появилось сине-зеленое тусклое свечение радиусом около трех сферических градусов... В 04.15 с берега, куда сообщили о виденном, передали, что уровень радиации средний. Включенный судовой прибор КАУ радиацию не обнаружил.

04.30. Область сине-зеленого свечения медленно размывается, увеличиваясь в размерах, медленно смещается в общем южном направлении в северо-восточной четверти горизонта.

06.30. Область сине-зеленого свечения исчезла в лучах восходящего солнца".
 

Наблюдение из Финляндии.

В финском журнале "Звезды и Вселенная" (1984, №6) были опубликованы данные о событиях раннего утра 7 сентября. Вот что пишет автор статьи "Световые явления сентября":

"Ранним утром в пятницу 7 сентября я находился на вышке, откуда хотел сделать первые осенние снимки. Незадолго перед тремя часами (4-мя часами московского времени - К.Х.) небо стало закрываться облаками, и я уже собирался идти домой, как вдруг в 3.15 на северо-восточном небосводе обнаружил светлое синее облако... Когда я начал фотографировать, все небо посветлело. В созвездии Льва наблюдалось облако размером 15х10°. Яркость его намного превышала яркость северного сияния. В то же время на северной части неба, на высоте 45°, было видно слабое, узкое, напоминающее северное сияние полукольцо, второй конец которого упирался прямо в это явление..."

Так где же на самом деле развивалось это загадочное явление и что же это было такое? Об этом читатель узнает в следующей главе.

ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ

Знакомство с рассказами очевидцев уже наверняка натолкнуло читателей на мысль о том, что АЯ 7 сентября 1984 года, столь красочно описанное эстонскими летчиками, происходило совсем не там, куда они его определили: ведь все без исключения наземные наблюдатели из различных мест северо-запада европейской части СССР указывают северное направление на него. Ни один из очевидцев не подтверждает версии ни таллиннского, ни тбилисского экипажей.

Несмотря на то, что район развития событий в ту ночь уже в общих чертах ясен - он находился где-то севернее Ладожского озера, существует еще целый ряд деталей, требующих особого уточнения. Вот они.
 

Истинное расстояние до явления

Летчики таллиннского самолета были не единственными наблюдателями, кому казалось, что АЯ находится сравнительно недалеко от них. Причина этого - в его яркости и огромных размеров, создававших иллюзию близости. Летчики определили это расстояние в 120 км, однако ряд очевидцев оказался ближе к истине, указав на очень большую высоту и удаленность объекта.

Для того, чтобы определить место развития АЯ, мы воспользовались данными инструментальных замеров азимута на явление, который был сделан членами команды ледокола "Семен Дежнев" из порта г.Вентспилс, и замерами, выполненными из Ленинграда. Пересечение "ленинградского" и "вентспилского" лучей и определило место истинного нахождения АЯ - район полуострова Рыбачий в Баренцовом море (рис.2.7).

Рис.2.7. Ситуационная схема, отражающая кажущееся и истинное местоположение АЯ после 4-х часов утра 7 сентября 1987 г. Условные обозначения: 1. Трасса полета таллиннского самолета ТУ-134А и место его нахождения в 4.06; 2. Трасса полета тбилисского самолета ТУ-134А и место его нахождения в 4.06; 3. Населенные пункты, время их прохождения тбилисским (справа) и таллиннским (слева) самолетами; стрелка указывает на местонахождение "объекта" с позиции таллиннского экипажа; 4. Видимая траектория полета АЯ, "сопровождавшего" таллиннский самолет; 5. Места некоторых наземных наблюдений АЯ; стрелка указывает направление на "объект"; 6. Точные инструментальные замеры на АЯ: с ледокола "Семен Дежнев" (I) и многочисленные замеры в Ленинграде (II); 7. Фактическое местонахождение источника АЯ; 8. Местонахождение облака - "бескрылого самолета" - и его истинные размеры в масштабе схемы.
 
Высота нахождения АЯ

Очевидцы называли разные углы подъема АЯ над горизонтом - от 10 до 70°. Для того, чтобы определить максимальную высоту, которую достиг источник света перед своим погасанием, мы воспользовались наиболее достоверными данными.

На территории Ленинграда мы уточнили замеры Ф.Г.Федулаева с последнего этажа Перцовского дома на Лиговском проспекте: возвышение АЯ над горизонтом составило здесь 40°. Полученный замер согласуется с данными второго пилота Ан-26, определившего этот угол в 45°. По данным опытного уфолога И.Н.Батурина, замерившего этот угол из квартиры одного из очевидцев, он составлял 50°. Таким образом, мы имеем право принять угол АЯ над горизонтом для Ленинграда равным приблизительно 45°. Зная примерное расстояние до места максимального подъема светового объекта (около 1100 км), несложно подсчитать, что он достиг своего апогея на высоте, равной также около 1100 км от поверхности земли (поскольку наши ориентировочные вычисления не учитывают кривизну Земли, фактическая высота апогея должна быть несколько больше, но это принципиального значения для нас не имеет).
 

Характеристика явления

А теперь попробуем реконструировать истинную картину развития АЯ, используя имеющиеся данные.

В 4.06 утра 7 сентября 1984 г. из района полуострова Рыбачий начался подъем светового объекта, который, по данным многих очевидцев, имел форму треугольника, а из более отдаленных районов выглядел крупной звездой. Подъем происходил по крутой траектории с наклоном на север в течение 3-4 минут.

Скорость его подъема нетрудно подсчитать - 1100 км :4 : 60 с = 4,6 км/с.

Вниз от объекта отходил световой конус, форму которого многие "близкие" наблюдатели оценивают как грушевидную. Конус увеличивался в размерах по мере подъема объекта. Дальние наблюдатели (более 1000 км от АЯ) отмечали внутри его один или два более ярких конуса.

Когда объект достиг апогея и наблюдался из Ленинграда под углом 45°, он внезапно погас, а световой конус еще какое-то время продолжал оставаться видимым.

Вся описанная картина вполне соответствует хорошо известным световым эффектам, сопровождающим запуск космических или баллистических ракет, и, по всей видимости, не вызвала бы особого удивления у очевидцев, особенно у летчиков, если бы не дальнейшее развитие событий: незадолго до погасания объекта ниже вершины конуса (инверсионного следа ракеты, который находился уже в зоне освещения Солнцем) вдруг появился зелено-синий шар, причем появлению его предшествовала яркая вспышка, воспринятая многими наблюдателями как луч, направленный персонально на них. Этот мифический луч до сих пор не дает покоя некоторым уфологам, которые еще не теряют надежд усмотреть в развитии описываемых событий участие представителей наших "братьев по разуму". Что это за луч, - вопрошают они, - который освещает за 1000 км !? Успокоим их: никакого луча не было, не было! Была только вспышка.

Затем конус погас, а шар стал увеличиваться в размерах, приобретая форму запятой, а затем - облака, выглядевшего с дальних дистанций (более 1000 км) как бескрылый самолет. Подобно Луне, "сопровождающей" наше перемещение в пространстве на каком-либо виде транспорта, этот объект и "сопровождал" полет таллиннского самолета.

С учетом того, что с позиции его экипажа угловые размеры "бескрылого самолета" и Псковского озера были одинаковы, истинные размеры облачного объекта, поднявшегося в районе полуострова Рыбачий, составляли не менее 300 км.

 
Что же это было?

Таким вопросом заканчивалось письмо каждого очевидца. Пожалуй, первый ответ на поставленный вопрос мы получили в письме семиклассницы Любы Боровиковой из г.Любань Ленинградской области. Не дожидаясь публикации в газете "Труд", она направила свое описание увиденного ночью 7 сентября в Пулковскую обсерваторию. И вот какой ответ она оттуда получила:

"Это не астрономическое явление и не природное вообще. Ты случайно наблюдала необычный светотехнический эксперимент. Собственно говоря, любой эксперимент необычен, отчего и явление казалось необыкновенным. Мы имеем основание относить это явление к разряду искусственных (технических) процессов, потому что в природе подобные явления не наблюдаются, в космосе - тем более. Вот все, что мы можем сказать об этом".

Последняя фраза может быть расценена как указание на более высокий уровень компетентности Пулковской обсерватории в явно засекреченном в те времена вопросе о природе АЯ 7 сентября 1984 года.

Для того, чтобы разобраться с тем, что действительно произошло в ночном небе севернее Кольского полуострова, достаточно обратиться к брошюре "Экологические аспекты космонавтики" из серии "Космонавтика, астрономия" (1986, №5). Авторы этой работы пишут о том, что изучение околоземной среды проводится в нашей стране путем "активных экспериментов" с помощью искусственно создаваемых облаков, которые образуются в результате инжекции (выброса) паров щелочных металлов - лития, натрия, бария или цезия - с борта ракет или космических аппаратов. Когда же начались эти эксперименты? В… сентябре 1984 года!

А.А.Плаксин ("Земля и Вселенная", 1995, №2) дает по этому поводу дополнительную информацию: "светящееся облако" - это техногенное аэрокосмическое явление, специально формируемое в атмосфере Земли для решения научно-практических задач. Такое облако проходит три стадии своего развития: сфера, эллипс и расслоение на слои-страты (подобные стадии и наблюдались нашими очевидцами в ту памятную ночь). Размер таких облаков достигает 500 км ( в нашем случае - около 300 км).

Для обеспечения наилучших условий наблюдения, продолжает свои разъяснения Плаксин, такие облака выбрасывают в утренние или вечерние сумерки в безлунные периоды. Это приводит к тому, что на фоне черного неба инверсионный след ракеты и искусственное облако находятся уже (или еще) в зоне солнечного освещения и сами по себе, подобно Луне, представляют собой источник отраженного солнечного света. Это и является причиной освещенности местности на огромных площадях, хотя многим казалось, что причиной этого был световой луч. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с высоты более 10000 м пилоты и пассажиры эстонского самолета могли различать отдельные элементы ландшафта.

Итак, картина таинственных явлений в ту ночь, в общих чертах ясна: она связана с запуском баллистической ракеты (космические запуски в нашем регионе возможны только из космодрома в Плесецке), сопровождавшимся грандиозным светотехническим экспериментом в верхних слоях атмосферы.

Во всей этой псевдоуфологической истории можно было бы поставить точку, если бы не два обстоятельства: а) показания второго пилота тбилисского самолета совершенно не вписываются в нарисованную картину запуска и не соответствуют показаниям всех остальных очевидцев; б) для некоторых членов экипажа тбилисского самолета последствия памятной ночи оказались трагическими.

Похожие материалы:

Тип: Составная часть книги | Просмотров: 1548 | Рейтинг: 0.0/0

Система OrphusЗаметили ошибку?
Выделите её и нажмите CTRL + ENTER
Имя *:
Email *:
Код *:

Главная | О нас | Руководство | Символика | Исследования | Проекты
Центральный архив | Библиотека | Карта наблюдений
Новости | Пресса о нас | Контакты | Форум